Top

Книга Гуруджи — отрывок 3: Томас Зорзо

YogaWorks / Интервью  / Книга Гуруджи — отрывок 3: Томас Зорзо

Книга Гуруджи — отрывок 3: Томас Зорзо

zorzo2Томас Зорзо впервые узнал о йоге от своего брата в возрасте четырнадцати лет. А желание увидеть Гуруджи у него возникло уже позже, когда он увидел его фото в книге Андрэ ван Лисбета «Пранаяма». Томас осуществил свое желание в 1985 году, приехав в Майсор, зараженный дизентерией, которую он подхватил в Мумбаи. Гуруджи помог его вылечить, и с тех пор Томас стал его учеником.

Как вы заинтересовались Паттабхи Джойсом и аштанга йогой?

В молодости меня привлекало все, что было связано с физической нагрузкой. Асаны соблазняют тебя, сложные асаны. Хочется все время улучшать свою практику асан. У меня появилась «Йога Дипика» и я сказал: «Ого, да это получше будет, чем Шивананда йога!». Я начал читать ее и практиковать по книге. Потом я столкнулся с копией книги Андрэ ван Лисбета и увидел фото Гуруджи, который делал пранаяму. Все это выглядело весьма аутентично, как раз то, что мне было нужно в тот момент, и я подумал, что неплохо было бы увидеть этого человека. В первую поездку в Индию я был в ашраме Шивананды в Ришикеше, там я три месяца изучал философию Веданты. Там я встретил одного голландца, который исколесил всю Индию автостопом, и он мне рассказал немало прекрасного о Гуруджи и Майсоре. Он дал мне адрес и сказал, что Гуруджи замечательный учитель, а еще что он учился вместе с Б. К. С. Айенгаром. И поэтому, в свою следующую поездку я направился прямиком к нему.

Какая связь между учением Гуруджи и «Йога Сутрами» Патанджали?

Я спросил Гуруджи: «Почему вы не учите медитации?» Это было во Франции, и он ответил: «Западным людям интересна только физическая сторона практики». Но я помню, в ту поездку у меня было много возможностей быть рядом с ним и задавать ему интересующие меня духовные вопросы по медитации и психологии, так как большинство людей не говорило по-английски. Он был очень проницателен в этих вопросах. Если ты не искренен, он не будет говорить о духовности. Я помню как он сказал мне: «Спрашивай, когда пожелаешь». Он подпускал довольно близко к себе. Он учил йоге Патанджали, но очень традиционным способом. Пока ученик не готов, он не будет учить, пока твои мотивы не достаточно созрели. Но я видел, как он учил людей концентрации и медитации и давал мантры.

Как ученик должен относиться к гуру?

Смирение, доверие и открытость для восприятия гуру — это и есть способность учиться.

Обычно у людей этого нет. Они приходят с эго и амбициями.

zorzo3Учитель должен увидеть это и спуститься до уровня ученика. Настоящий учитель поймет, что человек не готов именно к такому обучению. С Гуруджи я видел множество таких примеров. Он не тратил ни капли своей энергии на людей, которые не хотят учиться. Он ставил их в такие тяжелые условия, что перед ними вставал выбор либо сдаться, либо уйти. Ему мастерски удавалось сохранять энергию, не расходуя ее попусту на студентов. Поэтому он был всегда так счастлив, когда учил.

Йог вроде бы не должен отрекаться от семьи и жизни. Гуруджи всем говорит: «Женись, заведи детей!» Но какая польза от этого на пути йоги?

Ну, это заставляет прикоснуться к реальной жизни. В соответствии с Йога Сутрами, для достижения состояния йоги, нужны отстраненность и непривязанность. Это парадокс, потому что привязанность явление психологическое. Представьте, какой это мощный опыт, иметь ребенка, любить его так сильно, как можешь, но при этом не испытывая привязанности? Если у тебя не будет ребенка, ты и не столкнешься с этой ситуацией.

Какая ценность в ежедневной практике? Год за годом?

Во-первых, тело остается сильным. Жизнь требует, чтобы мы были сильными и здоровыми. Также, когда человек начинает практиковать, он постепенно меняет свои привычки и образ жизни. На психологическом уровне начинает развиваться сила воли, что также весьма полезно в повседневной жизни. Когда практикуешь каждый день, ты увеличиваешь силу воли. Когда учишься расслабляться в асанах, в жизни ты тоже развиваешь свою способность к расслаблению. В общем, практика асан обеспечивает силу и расслабление, а еще ты начинаешь принимать осознанные решения. По своему состоянию ума ты сможешь увидеть, как на твою практику влияет то, что ты ешь. Практика это зеркало. Можно много чего интересного увидеть. Даже когда вся жизнь разваливается, у тебя остается твоя практика, которая возвращает баланс.

Как соотносятся обучение йоги и личная практика?

zorzo1Учить людей это тоже практика. Надо четко определить, что йога для тебя значит. Только асана и пранаяма? Прыжки? (Смеется) Что есть йога? Для меня йога значит через практику асан ощущать свою связь с тем, что действительно реально, что является жизнью внутри нас, источником. Мы называем это праной. Это жизненная сила, нечто, находящееся вне нас, что-то безличное. Я пытаюсь испытать это посредством своей практики, и хочу чтоб мои студенты тоже это почувствовали. Это никак не связано с тем, насколько ты продвинут в асанах. Некоторые люди очень гибкие от природы. Для кого-то сложные асаны окажутся невыполнимыми из-за возраста или по другой причине. Но всем дано почувствовать это. Неважно, насколько продвинутая у тебя практика, но она должна быть правильной, нужно правильно дышать. Можно быть стариком или инвалидом, но все равно чувствовать свою связь с праной.

Перевод: Стригалева Маргарита
Вычитка: Яна Комарницкая

Excerpts from GURUJI: A PORTRAIT OF SRI K. PATTABHI JOIS THROUGH THE EYES OF HIS STUDENTS by Guy Donahaye and Eddie Stern. Copyright © 2010 by Guy Donahaye and Eddie Stern. Used by permission of North Point Press, a division of Farrar, Straus and Giroux, LLC.