Top

Сарасвати Рангасвами – интервью с дочерью Шри К. Паттабхи Джойса.

YogaWorks / Почитать  / Сарасвати Рангасвами – интервью с дочерью Шри К. Паттабхи Джойса.

Сарасвати Рангасвами – интервью с дочерью Шри К. Паттабхи Джойса.

САРАСВАТИ РАНГАСВАМИ – ИНТЕРВЬЮ С ДОЧЕРЬЮ ГУРУДЖИ

Майсор, 2 сентября 2008г

Когда мы были в Майсоре в Индии в августе 2007 года нам представилась прекрасная возможность провести интервью с Сарасвати Рангасвами – дочерью Гуру Аштанга Йоги, Шри К. Паттабхи Джойса. Сарасвати практикует и преподает Аштанга Йогу уже много лет вместе со своим отцом и сыном, Шаратом Рангасвами. Она проводит занятия в йогашале Паттабхи Джойса в Гокуламе шесть дней в неделю в комнате, которая вмещает около 70 учеников одновременно. В то же время на ней еще лежат обязанности по дому ее отца. Каждый год сотни занимающихся йогой отправляются в Институт Исследования Аштанга Йоги, чтобы практиковать в присутствии своего Гуру и его семьи.

Сарасвати произвела небольшую йога-революцию в Майсоре, когда она стала там первой женщиной учителем йоги, обучавшей и мужчин, и женщин вместе. Она подвергалась критике местными жителями за нарушение индийской традиции разделения мужчин и женщин. Также она стала первым студентом женщиной начавшей обучаться в Санскритском Колледже Санскрита, где она изучала Санскрит и йогу. В тени семьи, где доминируют мужчины, выделяется миниатюрная, но сильная женщина, с огоньком в глазах, полная знания, сострадания и юмора. Беспристрастно и твердо она передает знание традиции следующему поколению практиков и преподавателей Аштанга Йоги. Сарасвати идет ровной походкой по следам своего отца, полная решимости продолжать делиться своей страстью к йоге из Индии со всем остальном миром.

Лиза: Вы росли с Гуруджи в качестве отца – можете ли вы рассказать
нам что-нибудь о том, каково это было расти в йогической семье?

Сарасвати: Да, мое воспитание было очень хорошим. Семья была
очень бедной, но очень любящей. Я стала практиковать йогу, когда мне было пять лет, но в том возрасте все это было просто как веселье. Мой отец помогал мне делать стойки а руках и прогибы – я играла с асанами. Так же как сейчас делает моя внучка Шраддха. Я начала
регулярно выполнять асаны, когда мне исполнилось десять, и продолжала практиковать до 22. После этого я практиковала с меньшей регулярностью. Но в совокупности я практиковала интенсивно, может быть, 16 или 17 лет. Когда моя мать заболела, я взяла на себя заботу о ней, и
мне пришлось за многим следить по дому. Когда моя мать умерла, я стала отвечать за хозяйство в доме моего отца.

Л: Сколько вам сейчас лет?

С: Мне 65.

Л: Когда вы начали обучать йоге?

С: Я начала обучать 35 лет назад. До того, как я вышла замуж, я ассистировала Гуруджи, а затем я вышла замуж в возрасте 26 лет, и вместе с мужем переехала в его дом недалеко от Калькутты. Я забеременела и родила двоих детей, и была очень занята заботой о них и о семье
моего мужа, но когда я переехала обратно в Майсор, я стала снова
ассистировать Гуруджи.

Л: Когда вы начали вести свои собственные занятия?

С: Я стала вести мои собственные занятия, когда моему сыну, Шарату исполнилось 4 года (1975).

Л: Из того, что я поняла, вы были первой женщиной учителем йоги в Майсоре, которая начала обучать мужчин и женщин вместе. Не можете ли вы рассказать о том, как это случилось?

С: Я начала обучать мужчин и женщин вместе более десяти лет назад. До этого я учила только женщин. Традиционно в Индии мужчины и женщины практикуют раздельно – пусть даже сейчас все это стало понемногу меняться. Многие люди спрашивали меня, не могу ли я начать
учить и мужчин тоже, так что я подумала “почему бы нет?” Учителя-мужчины обучали мужчин и женщин вместе уже давным-давно, так почему же мне, как женщине, так не сделать?

Л: Одобрял ли это Гуруджи по началу?

С: Да… или нет, нет, не с начала. Я думаю, и Гуруджи и Шарат были не очень довольны этим по началу. Они считали, что мальчики и мужчины, которые придут на мои занятия будут несколько смущены, так как я женщина. Но я была полна решимости; я хотела это сделать.
И сделала! Решение принималось целиком мною.

Л: Вы работаете помногу часов каждый день. Можете ли вы описать свой обычный день?

С: Каждое утро я встаю между 3.30 и 4. Я ассистирую Гуруджи с 5 утра, и затем провожу свое собственное занятие до 10.30. Позже я снова обучаю с 16 до 18. В течение дня я отдыхаю от силы полчаса, не больше, потому что нужно столько всего сделать, и телефон звонит
не переставая. Также есть много работы в семье. После 18 я люблю не делать ничего! Я немного смотрю телевизор и ужинаю. К 22.30 я уже стараюсь лечь.

Л: Верите ли вы, что практика асана очень разная или должна быть таковой для мужчин и женщин?

С: Нет, не особо, но мы отличаемся физически. У женщин каждый месяц происходят месячные и они способны забеременеть и родить. Есть некоторые асаны, которые не слишком подходят для женщин, но не слишком много. Важно иметь регулярную практику, но, кроме того,
отдыхать. Особенно для женщин, которые часто весь день работают, а затем берутся за домашние обязанности в семье. Мужчины могут чаще сконцентрироваться на своей работе и затем отдохнуть. Я считаю, что для большинства женщин, которые много работают, а затем занимаются по дому в семье, достаточно выполнять Начальную Последовательность.
После регулярной и продолжительной практики они способны также дела ь
и Среднюю Последовательность. Некоторые женщины могут выполнять и Продвинутые Последовательности, но я не вижу в этом необходимости. Первая Серия делает нас укорененными и сильными!

Л: Почему женщинам не следует практиковать Аштанга Йогу в течение первых трех дней месячных?

С: Некоторым женщинам очень сложно практиковать во время этих дней из-за боли или из-за обильных кровотечений. Большинство женщин много работают, и им требуется отдых и расслабление в течение трех дней каждого месяца – это очень важно! Для тела нехорошо в
эти дни выполнять тяжелую практику, когда происходят самые сильные кровотечения, и во время месячных женщины не должны делать Саламба Сарвангасану или Ширшасану. Здесь, в Индии согласно брахманской традиции женщина отдыхает в эти дни, она не готовит и даже не заглядывает на кухню. Другие женщины готовят для нее, а она ест и много спит!

Л: Что по вашему мнению стоит в первую очередь принимать во внимание женщинам, практикующим Аштанга Йогу?

С: Следует давать телу отдых в первые три дня месячных, тобы не нарушать менструальный цикл. У некоторых женщин, которые в эти дни не отдыхают от практики, месячные могу исчезнуть или стать нерегулярными, и это может осложнить возможность забеременеть. Органы
в теле очищаются через асаны и это очень хорошо, но не во время этих дней. Также важно правильно питаться. Многие женщины говорят, что они не хотят есть молочные продукты, но женщинам, практикующим йогу, требуется молоко и гхи дважды в день. Особенно важен гхи,
так как он охлаждает тело. В практике йоги тело становится очень горячим и происходит обильное потоотделение. Хотя, слишком много есть гхи тоже нехорошо, и оно должно быть очищенным и хорошего качества. Одна чайная ложка утром и вечером достаточна. Если вы едите чистый гхи, вам не нужно беспокоиться о накоплении излишнего холестерина. Мой отец очень любит гхи, и он ел его, может быть, немного чересчур в своей пище – надо было ему сказать, ха ха ха! После рождения ребенка женщине тоже следует есть гхи и пить молоко, чтобы восстановиться.

Л: А почему женщинам следует воздержаться от выполнения асан во время первых трех месяцев беременности?

С: Все женщины разные и в начале беременности реагируют по-разному. Некоторые очень устают и ощущают тошноту и головокружение, другие чувствуют себя хорошо. Лучше всего не выполнять практику в течение трех первых месяцев, чтобы увидеть, как продвигается беременность. Даже если вы чувствуете себя сильной и здоровой, хорошо дать телу
отдых, так как в это время в теле изменяется очень многое. Некоторым, однако, может потребоваться некоторая “сила воли”, чтобы сбавить темп.

Л: Некоторым западным женщинам очень трудно отказаться от практики на три месяца. Что бы вы хотели им сказать?

С: Сила воли! Они должны использовать свою силу воли и все равно отдохнуть! С решительным умом вы ничего не потеряете лишь от того, что не поделаете асаны три месяца. Йога – гораздо больше, чем просто асаны.

Л: Как вы считаете, стоит ли беременным практиковать после первых трех месяцев?

С: После первых трех месяцев очень хорошо практиковать Аштанга Йогу, но беременным не следует выполнять все асаны. Они не должны делать скрутки, типа Маричасаны B, D, и не делать Курмасану и Супта Курмасану. Очень хорошими асанами являются Баддха Конасана и Упавишта Конасана, также подходят и прогибы. Если практиковать в остальное
время беременности, тогда женщина становится сильнее, и роды проходят легче. Я высоко ценю западных женщин, практикующих йогу, потому что они хотят практиковать и стать сильными! Индийские дамы настолько боятся, что что-нибудь с беременностью пойдет не так, что не делают ничего. Они не работают и проводят большую часть времени в постели, что не полезно для беременного тела. Возможно, индийские дамы немного ленивы, а ты не можешь быть ленивым, если желаешь практиковать йогу, ха-ха! Don’t be lazy! Я повстречала множество беременных, когда путешествовала с Гуруджи, чтобы обучать на Западе. Многие из них приходили на практику, хотя были на конце срока своей беременности. Это очень хорошо, так как вам нужно быть сильной и гибкой в теле, чтобы дать рождение. Дыхание очень важно, как для самой беременной женщины, так и для ребенка, который получает больше кислорода. У меня было множество занимающихся, которые практиковали до самых родов, и они говорили, что им кажется, что роды прошли легче благодаря практике йоги.

Много лет назад у меня на занятии была дама из Канады, которая прекратила практиковать за день до начала родов. Когда пришло время отправляться в больницу, ко мне пришел ее муж, и мы доставили ее туда. Врач, заботившийся о ней, расстроился, когда услышал, что
она практиковала в течение всей беременности, и он спросил, какой учитель одобрил такое. “Она стоит прямо за дверью, так что можете прямо с ней и поговорить” – ответила канадка. Мне пришлось объяснять врачу, что йога очень полезна для беременных женщин, и роды прошли замечательно! Беременной женщине следует думать о том, чтобы двигать свое тело и побольше есть – но не все подряд! Ей следует избегать папайи и не есть слишком много манго. Эти фрукты разогревают тело, а когда вы беременны, вам не следует становится слишком горячей.

Л: А что насчет поз, типа Саламба Сарвангасана и Ширшасана?
Полезно ли их делать, если ты беременная?

С: Да, без проблем!

Л: А вы практиковали их во время беременности?

С: Да, да.

Л: Если к вам обучаться приходит беременная женщина, которая
никогда до этого не практиковала йогу, как вы ее учите?

С: Очень медленно и постепенно. Она может начать с нескольких поз – Сурья Намаскар и первые стоячие позы. Ей можно делать Пашчимоттанасану с разведенными стопами, чтобы оставить пространство для живота. Баддха Конасана и Упавишта Конасана очень хорошие и важные асаны для беременных.

Л: Когда после родов хорошо снова приступать к практике йоги?

С: Примерно через три месяца она может снова начать. В Индии первые три месяца после родов женщина проводит много времени в постели и каждый день принимает масляную ванну. Ребенку тоже следует принимать масляную ванну и делать масляный массаж каждый день в течение трех-четырех месяцев. Лучше всего использовать касторовое масло и для ребенка, и для матери.

Л: Каково для вас было стать матерью, а затем и бабушкой?

С: Ха-ха-ха! Стать матерью означает большую ответственность! Мой муж много работал и частенько его не было дома. Иногда приходилось нелегко растить детей совсем одной, но было и много радости тоже! Завести детей и стать матерью – очень хорошая йога, ум становится
очень сильным. А статус бабушки очень меня радует. Я очень привязана к моему первому внуку, первому ребенку моей дочери – но все мои внуки очень меня радуют и приносят много счастья в мою жизнь.

Л: Как вы думаете, почему Аштанга Йога стала столь популярна среди западных женщин?

С: Я думаю, все дело в том, что Аштанга Йога – корректный метод, с виньясой и контрпозами, и потому что она принадлежит к старой традиции. Например, вам всегда следует делать Упавишта Конасану после Баддха Конасаны. А никак не наоборот. Многие люди обучают асанам йоги без виньясы и они делают асаны без системы. Это не корректная йога. Множество занимающихся, которые начинают практиковать Аштанга Йогу, говорят, что их жизнь меняется в очень положительную сторону, и я думаю, что в этом и заключается основная причина ее популярности.

Л: Какой совет вы, как самый опытный в мире женщина-преподаватель
Аштанга Йоги, вы считаете мог бы быть лучшим для всех западных женщин, которые практикуют этот метод?

С: Практикуйте регулярно и учитесь корректному методу от знающего учителя. Обучать важно и это часть йоги, но это ко всему прочему очень сложно, и многие занимающиеся начинают преподавать слишком рано. Не спешите. Недостаточно практиковать этот метод три
месяца, и затем приступать к его преподаванию – тогда это станет системой делания денег. Это не самый хороший способ обучения. Сперва вам следует научиться корректно практиковать, а уже тогда вы сможете научиться, как преподавать.

Вам нужно научиться тому, как преподавать у опытного учителя. Мой отец показал мне, как править асаны. Поначалу я только наблюдала за ним, а затем понемногу начала править по одной асане за раз. Иногда я совершала ошибки, и после мне приходилось пробовать снова,
пока я не стала чувствовать себя увереннее. Никто не совершенен, ха-ха-ха! Вы учитесь шаг за шагом, по одной вещи за раз. Обучать гораздо сложнее, чем практиковать. Что еще очень важно, так это обучаться одному методу у одного учителя, а не обучаться множеству методов одновременно у множества разных учителей. Это будет сбивать с толку. Пробуйте, пока не отыщите метод и учителя, который вам понравиться, и останьтесь с ним. Если вам нравится Б.К.С. Айенгар, тогда практикуйте его метод. Если вы пожелаете изучать Аштанга Йогу,
идите к Паттабхи Джойсу и т.д. Выберите один метод и одного Гуру. Это мой самый лучший совет.

Л: А вы все еще практикуете асаны?

С: Я больше не практикую асаны регулярно, но, конечно, я практикую время от времени. Три года назад я сломала лодыжку и с тех пор мне трудно делать асаны. На данный момент для самое важное – быть с моей семьей, особенно с моим отцом, так как он заболел.

В последние три месяца я заботилась обо всем здесь в доме. Гуруджи сейчас снова набирается сил, но ему все еще нужно много помогать с его ежедневными делами, все-таки ему 92 года! Мне по-настоящему нравиться заботиться о своем отце, и я делаю это с любовью. Когда
он был здоров и силен, он был тем, кто заботился о семье, а теперь пришла пора мне позаботиться о нем. Забота о семье была моей лучшей практикой йоги, а обучение и правка в том объеме, что я делаю сегодня, являются большой частью моей собственной практики асан.

Л: Итак, в итоге, Сарасвати, чем для вас является йога?

С: Ум, сильный ум. Что бы ни случилось в жизни, это не важно. То, что я благодаря йоге обрела сильный ум и сильное тело, очень помогло мне в жизни. Теперь, когда мне 65 лет, моя спина прямая, а мое тело сильное и здоровое. Я очень сильная, ха-ха-ха! И я принимаю все, что приходит ко мне в жизни, и хорошее, и плохое. Йога – это также сила воли. Мой отец настолько классный, он знает так много, и он прочитал столько книг. Он обладает очень сильной волей и мощным умом. Я не читала так много книг. Знание, которым я обладаю, я получила вместе с опытом с годами, и хотя я обучаю уже 35 лет, все равно я хочу еще так многому научиться. Йогу всегда можно изучать все больше и больше…

Л: Огромное спасибо, Сарасвати.

С: Да, да, и вам большое спасибо.

Лиза Лалер & Билл Брунделл

Share
Спросите нас в WhatsApp